Статус и содержание внеурочной деятельности, как неотъемлемой части всего образовательного процесса в школе, нормативно были оформлены в Федеральном законе «Об образовании в Российской и Государственной программе РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
ФГОС основного общего образования наполнил внеурочную деятельность требованиями к формированию УУД. Реализуя пилотный проект внедрения ФГОС ООО с 2012 года, в МБОУ СШ № 14 г. Камышина был введен внеурочный курс «Проектная деятельность». Обучающиеся смогли проявить себя в системе общественных отношений и приобрести навыки планирования, исследования, творчества.
Введение историко-культурного стандарта определило концептуальные основы внеурочной деятельности. Формирование толерантной, граждански активной и критически мыслящей личности ученика прослеживается через применение культурно-антропологического подхода, использование этнокультурного компонента и выработку сознательного оценочного отношения к исторической действительности.
Культурно-антропологический подход в исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет рассмотреть историю с точки зрения повседневной жизни людей, сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Примером служит проект ученика 8а класса Зерянского Романа «Подвиг города Камышина». Исследуя судьбу родного города и горожан в годы Великой Отечественной войны, Роман нашел в городском музее десятки справок, выданных госпиталем № 5767 Ирине Степановне Барышниковой, в том, что она каждый выходной день носила для тяжело раненых бой¬цов по семь литров молока. Сохранилась и газета «Ленин¬ское знамя» за 1 мая 1945 года, где была напечатана небольшая статья «За¬бота матери», в которой на примере этой женщины передан дух и патри¬отизм советского народа по оказанию помощи раненым воинам. Такие факты намного ярче раскрывают сущность понятий «гражданский долг», «патриот».
Гендерная тематика представляется актуальной применительно к истории Великой Отечественной войны. Присутствие женщин на военной службе, участие их в боевых действиях актуально не только в историческом плане, но и с точки зрения современного отношения женщин к военной службе.
Показательным стало эссе ученицы 8а класса «С любовью о Любови». Изучив семейный архив фотографий и писем с фронта, Катя Пчелинцева записала условную беседу со своей прабабушкой Любой, которая представила ей «свою войну»: «Вместе с советскими солдатами я освобождала Польшу и Чехословакию. Местные жители всячески пытались помочь нам: делились едой, водой, тёплой одеждой и оружием, но были и диверсанты, которые приносили отравленные продукты». «…И кони падали подо мной на окровавленную землю, и снаряды пролетали над головой». Результат такого изучения событий Великой Отечественной войны можно найти в эмоциях ученицы, обращенных к прабабушке: «Спасибо тебе, родная! Твой подвиг – это моя жизнь! Это моё настоящее! Это моё будущее! Память живёт в нашей семье. Живёт в семейных разговорах, альбоме с фотографиями, наших сердцах».
У обучающихся вырабатывается сознательное оценочное отношение к общественным процессам и явлениям. Внеурочная деятельность строится на патриотической основе и имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты.
Этнокультурный компонент в содержании внеурочной деятельности имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных
родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.
С 2013 по настоящее время моими учениками успешно реализуется социальный проект «По историческим местам города Камышина». Просвещение жителей Камышина через благотворительную экскурсионную деятельность является целью проекта. Школьники, родители, бабушки, дети социально-реабилитационного приюта смогли стать участниками увлекательной экскурсии по самой купеческой улице города, Советской (бывшей Царицынской) и окунулись в тайны знакомых исторических зданий.
В результате авторы проекта получили опыт позитивного общения, благотворительной и просветительской деятельности, широкие познавательные возможности для изучения истории родного края.
Через исследовательскую и проектную деятельность историко-культурный стандарт наполняет внеурочную деятельность теоретической основой для социального, культурного и профессионального самоопределения обучающегося, его творческой самореализации, интеграции в системе мировой и отечественной культур. Для педагогов (прежде всего общественных дисциплин) создается стратегия духовно - нравственного развития и воспитания школьников, появляется возможность возродить историко-культурную базу для формирования у обучающихся национального самосознания.
Литература:
1. Историко-культурный стандарт. - Федеральный портал «История. РФ». - URL: http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kulturnyi-standart .
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. - Федеральный портал «История. РФ». - URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia- novogho-uchiebno
3. Материалы региональной научно-практической конференции «Новые подходы в обучении истории и обществознанию в условиях перехода на ФГОС и ИКС» (14 декабря 2015 г.) http://edu.tomsk.ru/tonews/doc.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ (редакция
от 23.07.2013).
О.Ю. Земцова. |