Общая характеристика возраста (младший
подросток)
Подростковый возраст – этап, находящийся между детством и
юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.
Характеризуется рядом специфических
черт, таких как:
-Появление чувства
взрослости.
-Ведущее личностное
новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» . (образ себя)
-Стремление утвердить свою
самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в
освобождении от опеки и контроля.
-Постепенно происходит
замена влияния семьи влиянием сверстников.
-Потребность в постоянной
поддержке и принятии.
-Время перехода от мышления,
основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению
теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
Особенности поведения младшего подростка:
Симптомы, которые являются
нормой для развития:
•Проявление симптомов
кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;
•Относительно большой спектр
форм поведения и эмоциональных состояний;
•Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде
кратковременных «вспышек»;
•Поведение и эмоции
относительно легко поддаются коррекции;
• Адаптационный период в 5 классе
Новые условия обучения и воспитания:
-Новое здание и разные
кабинеты
-Новый классный руководитель
и учителя – предметники
-Разные требования, стиль и
методика обучения на уроках
-Большой поток информации
-Чувство одиночества из-за
отсутствия первой учительницы.
-Новый коллектив сверстников
-Новые правила и нормы
поведения
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в
среднее звено:
•Имеют достаточный уровень
интеллектуального развития;
•Умеет работать
самостоятельно;
•Умеет планировать свои
действия;
•Умеет контролировать свои
действия и оценивать результат своей работы;
•Умеет строить
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
•Способны выдерживать
эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
•Кто не делает трагедии из
школьной оценки;
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
•Формирование представления
о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
•Формирование умения учиться
в новых условиях;
•Развитие учебной мотивации,
познавательной активности и формирование интересов;
•Формирование умения
добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие
уверенности в себе;
•Развитие навыков
сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и
разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
•Развитие ответственности и
самостоятельности.
•Развитие умения
регулировать и контролировать эмоции и чувства.
•Развитие эмпатии.
•Адаптационный период
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами
взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных
впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в
поведении и психике ребёнка (в первое время):
•Возрастает тревожность;
•Снижается
работоспособность;
•Повышается робость или
напортив «развязность»;
•Проявление
неорганизованности и забывчивости;
•Заболевания носят
психосоматический характер;
•Появляется чувство страха и
неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям
родителей;
Причины
трудностей в учении:
•Недостатки учебной
подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других
познавательных процессов;
–значительные пробелы в
знаниях;
–несформированность
общеучебных и специальных учебных умений и навыков.
•Преимущественно
эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные
как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:
–эмоциональную усталость;
–раздражительность;
–капризность;
–скандалы и плачь и т.д.
Причины трудностей в учении:
•Несформированность
необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого
речевого развития, недостатки внимания и памяти:
•Формализм в усвоении знаний
Причины трудностей в учении:
•Неуспеваемость так же может
быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив
избегания неудач);
•Слабая произвольность
поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно
заниматься.
Причины
и следствие неполной адаптации
Причины:
•Продолжительная
неуспеваемость или её снижение,
•невозможность
соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,
•проблемы в сфере общения,
недовольство своим положением в коллективе сверстников,
•неудовлетворённость
потребностей и желаний и т.д.
Следствие (нарушения в
личностной и функциональной сферах):
•Низкая или напротив
защитно-высокая самооценка;
•Прямая или косвенная
оборонительно – защитная агрессия;
•Чувство беспомощности и
обиды;
•Формируется мотив избегания
неудач;
•Расстроенность нервных
процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);
•Повышенная возбудимость и
импульсивность или напротив инертность, закрытость;
•Формирование чувства
неполноценности.
•Проявление асоциальных форм
поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность,
обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
Рекомендации
родителям в период адаптации к 5 классу.
•Следить за здоровьем!
•Проявлять искренний интерес
к школьным делам ребёнка.
•Неформальное общение в доброжелательной
обстановке.
•Не требовать в первое время
от ребёнка прежних результатов.
•Не наказывать и не унижать
достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.
•Не сравнивать и не ругать
ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.
•Не применять таких мер
наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства
удовольствия.
•Учитывать особенности
темперамента и генетически заложенных особенностей.
•Учить самостоятельности и
самоконтролю постепенно.
•Поддерживать своего ребёнка
в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
•Проявляйте терпение,
выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто
так!