Советы родителям в преодолении трудностей воспитания.
Трудности – всегда неудобство для окружающих. Чаще всего они вызваны «болезнями роста» и проявляются в кризисные периоды развития ребенка: в три года, в 6-7 лет и в подростковом возрасте. Самим детям в это время объективно трудно: меняется социальная ситуация развития. Эти периоды – своеобразные «точки отсчета» нового жизненного этапа. Поэтому именно в это время становятся явными все просчеты в воспитании, допущенные взрослыми раньше.
Будущему первокласснику, например, необходим определенный уровень готовности к школе для того, чтобы его новая школьная жизнь стала по-настоящему развивающей и интересной. Незнание особенностей своего ребенка, родительская строгость, как и излишнее потакание ни к чему хорошему не приведут.
«Болезни роста» каждый ребенок» переживает по-своему.Особенно в подростковом возрасте. Кто-то старается все испробовать, кто-то влюбляется и теряет голову, кто-то пускается в трудные поиски смысла жизни. Закрыть наглухо все двери и вырастить ребенка в искусственном безопасном мирке невозможно. Он же не сможет провести рядом с вами всю жизнь. И постоянно указывать, с кем дружить, а с кем нет, вам тоже не имеет никакого смысла. Но есть возможность повлиять на это косвенно, не ущемляя самолюбия ребенка. Доверительные отношения дадут вам в будущем право предостерегать детей от подозрительных знакомств и возможных трудностей. Чтобы предотвратить конфликт «отцов и детей» и помочь ребенку, взрослым стоит задуматься о возможных способах разрешения возникших противоречий.
Очень часто к школьному психологу обращаются по поводу следующих «трудностей»:
Трудность первая: противостояние
Проявления: брань, угрозы, грубость, непослушание.
Причины: столкновение двух потребностей. С одной стороны - стремление к самостоятельности и независимости (поступки вопреки), с другой стороны – это потребность в сопереживании (желание поделиться).
Противостояние – это всегда «заявление» о серьезной проблеме и проверка ребенком собственного авторитета (желание вывести родителей из себя)
Рекомендации: не устраивайте громких разборок и не унижайте обвинениями и допросами. Сформулируйте важные жизненные ценности семьи, покажите на примерах(лучше своих) их значимость, так как подростки верят поступкам, а не словам. Хвалить стоит обоснованно ( и почаще) за то, что достигнуто своим трудом, а не дано природой (ум, здоровье, красота). Критикуйте с иронией, свои требования формулируйте коротко и четко, и сами будьте последовательны.
Трудность вторая: зависть
Проявления: негативные сравнения других и нелестные реплики в их адрес, мучительные переживания чужих удач.
Причины: принижение самооценки ребенка родителями (или сравнение с более успешными детьми), а это – пусковой механизм комплекса неполноценности и жизни с оглядкой на других. Возможно и обратное – внушение ребенку мысли о его исключительности, что формирует «синдром отличника» и повышает уровень тревожности.
Рекомендации: не сравнивать с другими, внушать, что в основе любого успеха лежит модель поведения, которую можно и позаимствовать, объяснить, что глупо соперничать во всем и всегда, жизнь – не спортивная арена, здесь важнее сотрудничество.
Трудность третья: неуправляемость
Проявления: перестал слушаться, грубит, не учит уроки, получает бесконечные замечания по дисциплине, стал прогуливать, связался с плохой компанией, не ночевал дома…
Причины: борьба за внимание вечно занятых родителей, желание отомстить за нанесенную обиду, сдвиг неблагополучия, когда неуспех в учебе трансформируется в вызывающее поведение или борьба «за победу» ущемленного права на самостоятельность и независимость.
Рекомендации: дайте ребенку больше тепла и внимания, организуйте совместную деятельность. Отмените тотальный контроль, если борется за самостоятельность. Создайте успех дома, если не очень успешен в школе.
Трудность четвертая: депрессия
Проявления: резкие колебания настроения, уязвимость психики, неадекватная оценка ситуации, неспособность управлять собой. Внешне - понурый вид, застывшее лицо, заторможенность, расстройство сна, потеря аппетита, хроническая усталость.
Причины: высокие учебные нагрузки, ощущение конкуренции с другими детьми, высокий уровень притязаний самих родителей, факторы, влияющие на эмоциональное состояние подростка.
Рекомендации: пересмотрите свое отношение к образованию ребенка. Что важнее для вас: здоровье ребенка или собственная гордыня? По данным поликлиники МГУ на первый и второй курсы обучения приходится больше всего попыток суицида. Причина - депрессия. Престижное образование не должно стать самоцелью.
Если избежать трудностей нельзя, то можно снизить их уровень и учитывать общие психологические рекомендации для родителей подростка: сохранять спокойствие, уметь уступать(спускаться на землю с родительского трона), не унижать ребенка, почаще передавать ответственность вместо критики.