В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных — положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст), что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. При этом во внимание принимается кризис перехода из начальной школы в основную, требующий высокой степени проявления самостоятельности учебной деятельности учащихся (5—6 классы) и необходимости решения ими задачи предварительного профессионального самоопределения, связанного с выбором профильного обучения и построением индивидуальной траектории развития.
Соответственно предметом обсуждения и целью создания формирующих программ должны стать следующие универсальные учебные действия:
— личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я- концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;
— регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
— познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;
— коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и т.д.); действия, направленные на кооперацию — совместную Деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.
Создание условий эффективного перехода общеобразовательного учреждения на ФГОС ООО
(выступление заместителя директора по УВР Горбачёвой Галины Анатольевны на августовском совещании)
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА, САМОИНДЕФИКАЦИЯ, САМОУВАЖЕНИЕ И САМООЦЕНКА)
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ (МОТИВАЦИЯ. ГРАНИЦЫ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ И «НЕЗНАНИЯ»)
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (ОРИЕНТАЦИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, СПОСОБНОСТЬ К РЕШЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НА ОСНОВЕ ДЕЦЕНТРАЦИИ, ОЦЕНКА СВОИХ ПОСТУПКОВ)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
· РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
· РАБОТА С УЧЕБНЫМИ МОДЕЛЯМИ
· ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКО-СИМВОЛИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ОБЩИХ СХЕМ РЕШЕНИЯ
· ВЫПОЛНЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ:
- СРАВНЕНИЯ
- АНАЛИЗА
- ОБОБЩЕНИЯ
- КЛАССИФИКАЦИИ
- УСТАНОВЛЕНИЯ АНАЛОГИЙ
- ПОДВЕДЕНИЯ ПОД ПОНЯТИЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- УПРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
- КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ
- ИНИЦИАТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
- РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСКАЯ
ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПОРТРЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ
Начальная школа |
Основная школа |
· любящий свой народ, свой край и Родину |
· Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции |
· уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
· осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества |
· любознательный, активно и заинтересованно познающий мир |
· активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества |
· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности |
· умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике |
· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом |
· социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством |
· доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение |
· уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов |
· выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни |
· осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни |
|
· ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ФГОС НОО и ФГОС ООО – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ
Метапредметные результаты
ФГОС НОО |
ФГОС ООО |
Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями |
Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). · способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, · самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, · построение индивидуальной образовательной траектории
|